Способы торможений и техника их выполнения. организация и методика обучения. Способы подъема и спуска на лыжах Какие бывают торможения на лыжах

Что вообще значит "в плуге"? На самом деле это значит, что вы приняли стойку, с помощью которой вы сможете контролировать скорость, с которой вы съезжаете на лыжах по склону, а также останавливаться.
Считается, что спуск в «плуге» выполнить технически не особо сложно, поэтому этот элемент отлично подходит для изучения начинающим.
Давайте попробуем выполнить стойку в «плуге» на месте.
Для этого надо понимать, как выглядит эта стойка и как в нее правильно встать на лыжах.

Как выглядит стойка “плуг” :

Соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны. Оптимальное расстояние между носками лыж – 5-8 см;
- согните голеностопы и колени;
- наклоните туловище вперед;
- сделайте спину круглой;

- руки вытяните перед собой и немного согните в локтях;
- распределите массу тела равномерно на обе лыжи;
- лыжные палки направьте назад.

Вспомните! Кроме новой стойки "плуг" есть и основная стойка лыжника, с которой мы знакомились (колени согнуты, туловище наклонено вперед, руки перед собой)

Как перейти в стойку "плуг" на ровной поверхности


Вы можете принять эту стойку на месте несколькими приемами. Потренируйтесь делать каждый из них перед подъемом на склон.

1. Оставляем одну лыжу в сторону:
Стоя в основной стойке (согните колени, наклоните туловище вперед, руки держите перед собой – подробнее в ), отставьте одну лыжу в сторону, а вторую оставьте на прежнем месте. Таким образом вы примите стойку «плуг».
Совет: не расставляйте широко носки лыж. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

3. Расставляем лыжи в прыжке:
Расставляйте лыжи в прыжке. Подпрыгните на лыжах, одновременно расставляя пятки лыж и сводя их носки.
Совет: опять же, следите за тем, чтобы носки лыж не были расставлены широко. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

4. Разводим пятки:
Стоя в основной стойке, постепенно разгибайте колени и голеностопы, полностью выпрямляя ноги. Затем сгибайте их снова, одновременно надавливая на лыжи и разводя пятки. Таким образом вы примите стойку «плуг».

Учимся тормозить - спуск в «плуге» по прямой с торможением.

После того, как мы научились вставать в «плуг» на месте, уже можно тренироваться делать это в движении и остановиться в конце склона.

Для этого выберите пологий длинный склон с выкатом на ровную поверхность. В противном случае вы рискуете упасть, удариться или получить травму.

Поехали!

Поднимитесь на склон (как подняться на склон на лыжах и без – смотрите в );

- примите (согните колени, туловище наклоните вперед, руки вытяните перед собой);

- начните двигаться со склона вниз по прямой (спуск по прямой мы прошли на );
- приготовьтесь принять стойку «плуг»:
- выпрямите ноги, постепенно разогнув колени;

- согните ноги в коленях, увеличивая давление на лыжи, и разведите пятки лыж 
в стороны, образуя «плуг» (мы уже тренировались делать это упражнение на месте);
-Пюлиже к выкату приготовьтесь к торможению:
- перенесите вес тела на внутренние канты (постепенно надавите на лыжи с внутренней стороны). Таким образом вы затормозите.

Совет: если вдруг вы почувствовали, что после спуска в «плуге» у вас затекли ноги в ботинках – не пугайтесь. Для начинающих лыжников это нормально. :) 
 


Пробуем контролировать скорость во время спуска

С помощью разученной сегодня стойки в "плуге" вы можете регулировать свою скорость движения по склону:


- примите стойку «плуг» на склоне;

- начните движение вниз в стойке «плуг» – просто скатывайтесь вниз по склону;
- для контроля скорости постепенно разгибайте ноги и сгибайте их вновь, давя на внутренние канты лыжи изменяя расстояние между пятками лыж.
За счет этого вы будете увеличивать либо уменьшать скорость. Чем больше угол между пятками лыж, тем медленнее вы катитесь вниз, чем этот угол меньше, тем быстрее вы набираете скорость.

Останавливаемся на склоне в нужном месте


Часто на склоне во время катания возникает необходимость приехать в запланированное место. Например, подъехать к инструктору или знакомому, или просто затормозить у кафе. :) Учимся останавливаться в нужном месте на лыжах.

Установите для себя условную границу на склоне. Например, обозначьте ее лыжными палками. Поставьте себе задачу затормозить именно в этом месте.

Начинайте движение:

Поднимитесь на пологий склон;
- примите стойку «плуг»;

- распрямляйте и сгибайте колени, увеличивая давление на лыжи и расстояние между пятками лыж.
- медленно надавите на лыжи с их внутренней стороны (на внутренние канты) – чем сильнее вы будете надавливать на лыжи, тем быстрее они остановятся.

Важно: Одна из распространенных ошибок начинающих – это неправильное распределение веса на лыжи. Поэтому постоянно следите за тем, чтобы давать лыжам одинаковую нагрузку по всей их поверхности, т.е. за загруженностью лыж. Для этого старайтесь равномерно распределять массу тела.

Если у вас есть ощущение, что тормозит только одна лыжа, а вторая едет на канте (на краю) и просто "болтается" в воздухе, то скорее всего вы загружаете одну лыжу больше другой, она как-будто блокирует вам возможность перейти в "плуг" и из-за этого сложно тормозить.



Если у вас не получается распределять массу тела равномерно, и одна лыжа постоянно блокирует проезд, тогда вам очень пригодится следующее упражнение.

Проезды в «плуге» по диагонали 



Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону и принимайте стойку «плуг». Затем начинайте движение – вы будете ехать по-диагонали в основном на этой лыже.

Поднимитесь на склон;
- встаньте не прямо по направлению спуска, а по диагонали;
- Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону;
- примите стойку «плуг»;
- начните движение со склона в этой стойке, просто скатываясь вниз по склону;
- вы будете ехать по-диагонали в основном на проблемной лыже, таким образом привыкните правильно загружать "проблемную" ногу.

Итак, на этом уроке мы разучили новую стойку «плуг», научились контролировать скорость в этой стойке на прямом спуске и останавливаться с ее помощью.

В следующий раз мы научимся делать повороты в «плуге».

Пошаговая инструкция для второго урока

1. Примите стойку "плуг" на месте:

Встаньте в стойку "плуг" - соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны, немного присядьте и наклоните таз вперед, лыжные палки смотрят назад.
Встать в стойку на месте можно отставив одну или сразу две лыжи в стороны, в прыжке. А также разводя пятки (полностью распрямляйте ноги, а затем сгибайте из снова, увеличивая давление на лыжи и разводя пятки)

2. Спускаемся вниз и тормозим
:
- Начните спуск в основной стойке (лыжи параллельны друг другу);
-во время движения примите стойку "плуг", разводя пятки в стороны;
-чтобы затормозить, перенесите вес тела на внутренние края лыж и вы постепенно остановитесь;
-попробуйте остановить в нужной вам точке.

3. Попробуйте контролировать скорость на спуске в стойке "плуг": чтобы ехать медленнее, перенесите вес тела на внутренние края лыж (как при торможении). Чтобы поехать быстрее - уменьшите давление на внутренние края.

4. Проезды в плуге по диагонали : встаньте боком к спуску. Если одна из лыж у вас во время торможения не тормозит, а едет на канте - поставьте ее ниже по склону. Скатывайтесь в стойке "плуг".

Возникли вопросы? Обращайтесь к эксперту! Евгений Моисеенко отвечает на них на

Хочешь заниматься с инструктором лично? Звони в горнолыжную школу Кометы 2606-380

Пропустили первый урок горнолыжной онлайн-школы?

В видео использована музыка:
Bliss N Eso feat. The Connections Zulu Choir — Bullet and a target;
Kevin Mccall — [****] You Pay Me

Беговые лыжи являются одним из популярнейших зимних видов спорта. От горных лыж он отличается техникой и используемым снаряжением. Научиться кататься может каждый – это совершенно не сложно. В этой статье мы вам обо всем расскажем.

Где лучше учиться кататься на лыжах новичку?

Выбирая, где кататься на беговых лыжах, выбирайте близлежащий парк или на стадион. Если до вас никто не катался и лыжни нет, вам нужно будет ее проложить. Лучше выбирайте не заснеженную целину, а места с уплотненным снегом, где скольжение будет более легким, а палки не будут сильно проваливаться. Прокладывайте лыжню таким образом, чтобы у вас на пути был один-два длинных (около 50 метров), но не очень крутых подъема. При езде в горку вы хорошо укрепите мышцы.

Отлично, если есть возможность заниматься на лыжной базе. Снег здесь укатывают специальные машины, а лыжня прорезается резаком. Вам не будут мешать ни кусты, ни кочки, ни камни.

Техника катания на беговых лыжах

Сначала необходимо хорошенько размяться и разогреться. Потянитесь и напрягите все мышечные группы на ногах и руках. Особое внимание уделите растяжке бедер и голеней, а также разминке суставов ног и рук. Это позволит вам лучше контролировать движения тела.

Катание на беговых лыжах начинается с освоения правильной стойки: ваши колени, плечи и стопы должны находиться в одной вертикальной плоскости. Одна из частых ошибок новичков заключается в том, что они используют «заднюю стойку». Центр тяжести смещается назад, а шансы упасть и получить травму заметно возрастают.

Во избежание падений при обучении технике катания на лыжах нужно постоянно представлять, будто у вас за спиной стоит что-то, на что нельзя ни в коем случае сесть. Ноги слегка согните в коленях, но не смещайтесь назад – вы должны видеть кисти рук. Локти слегка прижмите к бокам своего тела. Зафиксируйте положение и повторяйте его почаще. Важно также научиться правильно падать, и об этом мы подробнее расскажем в конце статьи.

Существует два основных стиля катания на беговых лыжах:

Классический. Он задействует все мышечные группы – и нижние, и верхние.
- Коньковый ход. В основном укрепляет внутренние мышцы бедра и бока корпуса.

Сегодня мы поговорим о классическом ходе на беговых лыжах. Встав на лыжи и заняв правильную стойку, попробуйте немного поскользить. Просто резко поочередно передвиньте ноги вперед, и вы поймете, какие усилия необходимо прикладывать для скольжения. Вы поймете, что для движения вперед требуется напрягать ноги. Начинать обучение катанию на беговых лыжах можно без палок.

Для движения следует левую ногу двинуть вперед, а правой надавить вниз. Не пытайтесь оттолкнуться, а просто надавите. Далее перенесите вес на левую ногу, приподняв вторую лыжу над трассой. Руки должны повторять движения ног. Если вы начали движение с правой ноги, правая рука должна быть впереди, а левая позади тела. Для продолжения движения оттолкнитесь левой лыжей и продолжайте скользить. Поймав ритм, процесс скольжения сильно облегчится.

Когда научитесь уверенно скользить по снегу, возьмите палки. Начав движение толчком правой ноги в снег и перенеся вес на левую, воткните левую палку и сделайте толчок – вы ускоритесь. При отталкивании левой ногой ускоряйтесь правой палкой. При движении палки втыкайте поближе к себе и не вытягивайте руки.

Когда на пути попадается небольшой пригорок, взбирайтесь на него «елочкой». Выверните носки наружу, а лодыжки держите внутрь, чтобы края лыж лучше впивались в снег для лучшего сцепления. Равновесие поддерживайте с помощью палок, перенося на них часть веса тела.

Поднявшись на пригорок, с него придется спуститься. Наклонитесь вперед, но не слишком сильно, иначе можете потерять равновесие. Поначалу направляйте концы лыж так, чтобы они втыкались в снег ближним краем, и медленно спускайтесь небольшими шажками.

Как научиться выполнять на лыжах повороты и торможение

Научиться безопасно кататься на лыжах невозможно, не научившись правильно поворачивать, тормозить и падать.

Повороты

Научиться поворачивать нетрудно, но нужно потренироваться, отработав основные приемы. При движении на ровной поверхности или пологих склонах можно использовать метод поворота переступанием. Чтобы повернуть налево, необходимо перенести массу тела на правую ногу, а левую отставить под углом в сторону, и подтянуть к ней правую и т.д. Не ставьте лыжу под сильным углом, чтобы не упасть, а для быстрого поворота нужно просто чаще переступать.

Торможение

Наиболее популярным способом торможения на беговых лыжах является так называемый «плуг». Для сброса скорости или остановки необходимо пружинисто выпрямить ноги и, переместив массу тела с пяток на носки, сильным нажимом развести задние концы лыж. Они станут на внутренние ребра, а носки совместятся. Колени при этом нужно свести, а вес тела распределить на обе лыжи и слегка отклониться назад. Для усиления торможения следует разводить лыжи сильнее и больше ставить их на ребра.

Как правильно падать при катании на лыжах

Независимо от стиля катания, каждый лыжник должен уметь правильно падать, поэтому если вы решили покататься на беговых лыжах, убедитесь, что вы знакомы с техникой правильного падения.

При обучении катанию на беговых лыжах важно отработать несколько приемов, которые сделают езду безопасной и более комфортной. Падение лучше совершать на бок, широко раскидывая руки. При падении необходимо напрягать мышцы, что предотвратит вращение на склонах, а на ровной поверхности защитит от травм. Необходимо несколько раз отработать падения, научившись их контролировать. Источник -

Торможения применяются при необходимости сниже­ния скорости или для полной остановки. К основным спо­собам торможений относятся: торможение изменением стойки спуска, «плугом», «полуплугом», упором, торможение палками, торможение падением. Рассмотрим технику выполнения указанных способов торможений.

Торможение изменением стойки спуска. Этот способ применяется на выкате при спусках с гор за счет измене­ния стойки. Например, из низкой стойки лыжник перехо­дит в основную, а затем в высокую, изменяя угол сгибания ног в коленных суставах и выпрямляя туловище.

Рис. 28. Торможение «плугом»

То же самое происходит при разведении пяток лыж в стороны: чем шире «плуг», тем сильнее торможение. Угол разведения лыж и их загрузка зависят от скорости лыжни­ка на спуске, требуемого торможения и характера снежно­го покрова.

Торможение «полуплугом» - разновидность торможе­ния «плугом». Оно применяется только на пологих спус­ках, на равнине или выкатах со спусков и при наличии лыжни. Осуществляется оно следующим образом: одна лыжа остается в лыжне, другая выполняет те же движения, что при торможении «плугом».

Торможение упором (рис. 29). Этот способ применяется при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне, а также для резкой остановки на равнине.

Рис.29. Торможение упором

При торможении при спуске на­искось лыжник переносит вес тела на верхнюю (по склону) лыжу, дру­гую ставит на внутреннее ребро пяткой в сторону (в положение упора) и выполняет торможение. При торможении носки лыж нахо­дятся на одном уровне во избежа­ние поворота. Увеличение угла отведения и кантования лыжи уси­ливает торможение. Прекращается торможение, когда лыжа ставится в исходное положение (параллельно).

При торможении на равнине вес тела переносят на внутреннюю лыжу, а внешнюю резко отводят пяткой в сторону и кантуют.

Носок внешней лыжи выдвигают немного вперед, лыж­ника разворачивает, после разворота внутреннюю лыжу приставляют к внешней.

Торможение палками. Этот способ применяется только при небольшой скорости движения. Лыжник резким уда­ром выставляет палки вперед, как бы отталкиваясь от них. Кисти рук находятся несколько дальше друг от друга, чем при выполнении лыжных ходов.

Торможение преднаме­ренным падением (рис. 30). Этот способ приме­няется в исключительных случаях, когда на спуске неожиданно появляется препятствие, а расстояние до него слишком мало и необходимо экстренно остановиться, чтобы не получить травму.

Способ безопасного падения заключается в следующем: перед паде­нием необходимо при­сесть, а затем падать, как бы последовательно са­дясь в снег назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи сле­дует развернуть поперек склона. Руки раскинуть в стороны, кольца палок отбросить назад.

Рис. 30. Торможение падением: а - падение; б - вставание

Подняться после паде­ния можно несколькими способами: 1) сесть, по­догнуть ноги, опереться на палки и, держа лыжи на ребрах поперек склона, встать; 2) одной рукой взяться за рукоят­ки палок, другой - за палки у колец (лапок), оттолкнуться и встать; 3) лыжи расположить параллельно, оттолкнуться руками от склона и встать – рис. 30б.

Если при падении лыжи оказались перекрещены, необ­ходимо перевернуться на спину, поднять ноги вверх и при­вести лыжи в нормальное положение. Затем перевернуться на бок, расположить лыжи поперек склона и встать.

Пологий подъем преодолевают попеременным ходом вверх прямо, более крутой - по диагонали или зигзагом. Если сцепление лыжи со снегом недостаточно, можно воспользоваться способом «елочка». (Рис. 22). Его выполняют ступающим шагом прямо вверх. Лыжу попеременно выставляют вперед, разворачивают носками наружу и ставят на внутренние ребра. При очередном шаге пятка одной лыжи переносится через пятку другой. На крутых склонах лыжи разводятся носками шире, больше ставятся на ребра, шаг делается короче и опора на палки сильнее.
Очень крутой подъем преодолевают способом «лесенка». (Рис. 23). Встав боком к склону, ближайшую к нему ногу надо выставить в сторону и опереться на наружное ребро лыжи. Затем, подтянув кверху другую ногу, поставить лыжу рядом на внутреннее ребро.

Спуск с горы и способы поворота

Стойка прямого спуска: лыжи вместе, колени согнуты - работают, как рессоры, руки чуть разведены в стороны, палки - назад.
Спуск с горы производят в высокой, средней (основной) и низкой стойке. (Рис. 24). Удобнее всего средняя: в этой стойке легче делать повороты, преодолевать различные неровности, тормозить. Спускаясь с горы, никогда не следует держать палки впереди себя, чтобы, не наткнуться на них. В высокой стойке ноги выпрямлены больше, чем в основной. В низкой стойке ноги сильнее согнуты, голова и туловище наклонены вперед, руки вынесены вперед.
Для большей устойчивости одну лыжу при спуске выдвигают немного вперед. Спускаясь по диагонали, тяжесть тела переносят на нижнюю лыжу, слегка выдвинув вперед верхнюю.
При этом лыжи ставят на ребро, а колени приближают к склону. При спуске с горы, если скольжение ухудшается, корпус надо отклонить назад, если же скольжение улучшилось - несколько наклониться вперед.
В конце спуска в связи с тем, что лыжи перед переходом на горизонтальный участок глубоко врезаются в снег и тормозят (на так называемом «выкате»), рекомендуется сильнее выдвинуть одну лыжу вперед, отклонить корпус назад, а потом принять низкую стойку.

Как затормозить на спуске

Чтобы при спуске снизить скорость и постепенно затормозить, достаточно в низкой стойке сесть верхом на палки и вдавливать их в снег. Наиболее надежный способ торможения - «плугом». (Рис. 25). Во время спуска с горы развести в стороны обе пятки и поставить лыжи на внутренние ребра и сблизить слегка согнутые колени.
Чем больше разведены пятки, тем сильнее будет торможение. Тяжесть тела распределяется на обе лыжи равномерно.
Есть и другой способ торможения одной лыжей - «полуплугом». (Рис. 26). В сторону отводится одна пятка; опираются при спуске только на лыжу, которая выполняет упор. Носки лыж вместе.
Нога, на которой скользят, согнута и ощущает вес тела.
Торможение боковым соскальзыванием на ребрах лыж применяют на очень крутых спусках (Рис. 27). А когда нужно несколько изменить направление или объехать препятствие, делают это, переступая на лыжах вправо или влево.
Наиболее простой поворот на тихом ходу с предварительным торможением - поворот «плугом» . (Рис. 28). Ранее указывалось, что при торможении «плугом» тяжесть тела равномерно распределяется на обе лыжи.
Если при спуске перенести тяжесть тела на правую лыжу, то они повернут влево, если на левую - направо.
Спускаясь с горы наискось на большой скорости, делают повороты «полуплугом». (Рис. 29). Спускаясь с горы наискось вправо, верхнюю правую лыжу отводят пяткой в сторону под углом к левой и выдвигают несколько вперед. Если затем левую лыжу поставить на снег плоско, а тяжесть тела перенести на правую, начнется поворот влево.

Торможения при спусках с гор применяются в тех случаях, когда нужно уменьшить скорость спуска или остановиться.

Торможения выполняются:

1. При помощи лыж, когда обе лыжи или одна скользят под углом по направлению движения (плугом, упором, боковым соскальзыванием)

2. При помощи палок (палки между лыжами, сбоку)

3. Комбинированно (лыжами и палками одновременно).

Чаще всего лыжники пользуются торможением плугом и упором.

ТОРМОЖЕНИЕ ПЛУГОМ . Лыжник плавно раздвигает лыжи пятками в стороны и ставит на ребро, носки лыжи при этом сводятся вместе, колени в этом положении слегка согнуты и несколько сближены.

Кисти рук также слегка сближены и повернуты вовнутрь, так что нижние концы палок расходятся в стороны.

При обучении торможению плугом применяются следующие подготовительные упражнения на месте; учащиеся по команде принимают положение плуга, преподаватель проверяет правильность этого упражнения и исправляет ошибки.

Так проделывается несколько раз, после чего переходят к торможению во время спуска.

Чем шире плуг, тем сильнее торможение.

Типичные ошибки при обучении торможению плугом:

1) Носки лыж не сведены вместе, из-за этого лыжи разъезжаются в стороны, и лыжник падает.

2) Давление на одну лыжу больше, чем на другую. Это вызывает поворот в сторону.

3) Недостаточное разведение пяток лыж в сторону.

4) Недостаточное сгибание ног.

5) Резкое торможение на глубоком снегу, что приводит к падению вперед.

В конце обучения следует установить на склоне ориентиры (флажки) и учить проходить определенные отрезки дистанции с различной скоростью, а также останавливаться в определенном месте.

ТОРМОЖЕНИЕ УПОРОМ применяется во время спуска в косом направлении.

Для торможения задний конец нижней лыжи отводится вперед - в сторону и ставится на ребро, носки лыж сближены.

Верхняя нога сильнее сгибается в колене, и на нее переноситься тяжесть тела.

Предварительно учат принимать положение упора на ровном месте.

Типичные ошибки:

1) Сгибание отведенной в сторону ноги в колене.

2) Недостаточный перенос веса тела на верхнюю ногу и ее выпрямление.

3) Перенос веса тела на нижнюю ногу.

4) Разведение лыж в сторону.

Устранению ошибок в торможении упором помогают подготовительные упражнения на месте.


Анализ техники ПОПЕРЕМЕННОГО ЧЕТЫРЕХШАЖНОГО ХОДА. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага.

Длина – 7-10м, средняя скорость в цикле на равнине - 4,0- 6,0 м/с,

Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой в этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном. К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад.

С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу.

Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.

Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед.

После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой.

С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.

Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Попеременный четырехшажный ход по своему ритму довольно сложен.

Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех шагов и двух попеременных толчков палками на два последних шага. Вынос палок перед отталкиванием выполняется поочередно на первые два шага в цикле хода.

При передвижении по равнине лыжник проходит за цикл до 8-10 м при средней скорости 4-6 м/с. Чаще всего попеременный четырехшажный ход применяется на равнине и пологих подъемах при плохой опоре для палок (при движении с рюкзаком в туристских походах), когда передвижение попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами затруднено. По координации этот способ передвижения является одним из самых сложных.

В начале следует попытаться обучить школьников данному ходу, применяя целостный метод обучения.

Порой это приносит желаемые результаты, учитывая то, что школьники большую часть элементов попеременного четыоехшажного хода уже освоили, изучив попеременный двухшажный ход.

Затем ученикам предлагается самостоятельно выполнить этот ход в целом на учебном кругу.

Передвигаясь по учебному кругу, ученики по полученному представлению пытаются выполнять ход в целом. В первое время не следует требовать от учеников точности движений во всех элементах хода, главное здесь - освоить хотя бы общую схему координации движений, согласованность в работе рук и ног. Пусть ученики пройдут несколько кругов, не оставляя попыток наладить согласованность движений. В это время можно на ходу поправлять учащихся, подсказывать им отдельные моменты, давать указания.

Порой целесообразно сопровождать движения командами "Вынос-вынос!" "Толчок-толчок!" Очень важно, чтобы эти команды были поданы своевременно в сочетании с работой ног - на каждый шаг.

В этом ходе вынос палок несколько замедленный, а ученики порой допускают ошибку, которая нарушает всю координацию движений, - сразу на один шаг выносят палку вперед и удерживают ее в статическом положении; аналогичное движение выполняется и другой рукой.

Исправить указанный недостаток и добиться согласбванности позволяет следующий методический прием.

Учитель предлагает школьникам выносить палки маятникообразным движением с большей, чем необходимо, амплитудой: вперед до горизонтального положения и даже чуть вверх.

Затем палка спускается вниз и ставится на снег. Такое движение отнимает больше времени, и ученики своевременно выполняют длинные скользящие шаги.

В дальнейшем обучение идет по пути устранения ошибок в цикпе хода и его совершенствования в различных условиях. Затем ученики пробуют сами это сделать по команде учителя.

Целесообразно впереди шеренги обучающихся поставить школьника, хорошо владеющего ходом.

Движения по разделениям выполняются следующим образом: на счет "раз" - шаг правой в положении одноопорного скольжения (закончен толчок левой ногой и правой рукой) и вынос вперед левой палки; на счет "два" - шаг левой ногой и вынос вперед правой палки; на счет "три" - шаг правой ногой и постановка левой палки на снег; на промежуточный счет "и" - толчок левой палкой, который несколько опережает толчок ногой; на счет "четыре" - вновь шаг левой ногой, на снег, ставится правая палка, положение скольжения на левой лыже; на промежуточный счет "и" -толчок правой палкой.

Когда ученики овладевают полной координацией движений в переменном четырехшажном ходе, можно приступить к его совершенствованию на учебной лыжне с разнообразным рельефом.

При совершенствовании хода в целом обращается внимание на усиление толчков руками и ногами и удлинение скользящих шагов (все это повышает скорость передвижения).

При изучении попеременного четырехшажного хода у учащихся могут появляться следующие ошибки : отсутствие согласованности в движениях рук со скользящими шагами, передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах, подпрыгивающий ход, общая скованность движений, непрямолинейный вынос палок, короткие "подбегающие" шаги, напряженный вынос палок.

Устранение указанных ошибок происходит на учебном круге. Учитель останавливает учеников, делающих ошибки, объясняет и показывает правильные движения. Иногда целесообразно вновь вернуться к расчлененному методу и к движениям под счет или даже повторить скользящий шаг с короткими отталкиваниями палками на третий-четвертый шаг в цикле хода.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12