Техника прыжка в высоту способом перешагивание кратко. Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и подбора подводящих упражнений для его самостоятельного освоения. Изучение техники скачка без ядра и с ядром


Обучение прыжку в высоту способ «перешагивание» разбег и отталкивание, преодоление планки и приземление
Этот стиль, хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к местам приземления применяется в школах на физкультурных занятиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также на этапе начальных занятий легкой атлетикой.
Разбег состоит из 6 - 8 беговых шагов, выполняется под углом К планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 - 80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, - это и будет искомое Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, Что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене.
Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх-вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки.
Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета. Стиль «перешагивание» можно использовать при изучении техники дугообразного разбега в «фосбери-флоп» у начинающих легкоатлетов.

Правила прыжка в высоту
Прыжок в высоту с разбега - дисциплина легкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка - разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.
Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года. Соответствующий вид спорта называется Прыжок в высоту.

Правила

Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются. Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2-х сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей.
Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3 x 5 метров.
При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если:
    В результате прыжка планка не удержалась на стойках;
    Спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку.
Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной. Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй.
Соревнования проводятся на специальном секторе, который представляет собой горизонтальную площадку, имеющую синтетическое покрытие. Размеры сектора должны позволять выполнить разбег не менее 15 м, на международных соревнованиях не менее 25 м.
Место приземления (размеры 5х3х0,5-0,75 м) изготавливается из поролона. Между стойками и матами должен быть зазор 10 см.
Планка имеет длину 400 см, круглое сечение диаметром от 25 до 30 мм, массу не более 2 кг; изготовлена из металла или пластика. Концы планки (150-200 см) имеют полукруглое сечение (30-35 мм). Планка светлого цвета с нанесенными на нее 3-4 поперечными темными полосами по 20-30 см каждая. Пластины (размер 6x4 см), на которые устанавливается планка, должны быть обращены к противоположной стойке.
Конструкция стоек должна позволять устанавливать планку на высоту до 250 см. Расстояние между стойками на 2 см больше длины планки.
В ходе соревнований участники каждую попытку выполняют поочередно, порядок их выступления устанавливается жеребьевкой. На каждую попытку участнику предоставляется 1 мин с момента вызова. Если осталось 2-3 участника, то время увеличивается до 2 мин. Для одного участника предоставляется 3 мин.
Начальная высота и порядок изменения высот определяются положением о данном соревновании. При установлении следующей высоты планка поднимается на 2 см, в соревнованиях многоборцев - на 3 см. Участник может начинать соревнование с любой из объявленных высот, но не ниже первоначальной. На преодоление каждой высоты предоставляется три попытки. Разрешается пропускать высоты или после 1-2 незасчитанных попыток переносить оставшиеся попытки на следующую высоту. Выполнив три неудачные попытки подряд, участник выбывает из состязаний.
Первое и все последующие места определяются по максимально взятой высоте. Если несколько участников показали одинаковый результат, то:
    лучшим считается спортсмен, взявший последнюю высоту с наименьшего числа попыток;
    при равном числе попыток на последней высоте преимущество получает спортсмен, имеющий меньше неудачных попыток за все соревнование.
При равенстве вышеперечисленных требований за первое место проводится перепрыжка, остальные места делятся среди участников. Перепрыжка начинается с высоты следующей после взятой всеми претендентами. Предоставляется по одной попытке на каждой высоте. Если все или часть участников преодолевают высоту, планку поднимают. Участник, не преодолевший высоту, выбывает. Если все участники перепрыжки не преодолевают высоту, она опускается на 2 см. При перепрыжке не разрешается пропускать высоту. Участник, преодолевший высоту, не взятую другими, занимает первое место. После того как победитель определен, перепрыжка прекращается и места всех остальных прыгунов, участвующих в перепрыжке, делятся.
Перепрыжка является продолжением соревнования, ее проведение фиксируется в протоколе, результаты могут утверждаться как рекордные или засчитываться как выполнение разрядных норм.
Прыжок в высоту с разбега не засчитывается, если участник:
    оттолкнулся от земли обеими ногами;
    сбил планку или без последующего преодоления планки коснулся поверхности сектора за плоскостью, проходящей через стойки, и линией продолжения этой плоскости вне стоек.
Если судья убежден, что прыгун, преодолевая высоту, не задел планку, а она упала вследствие посторонних причин, он может засчитать прыжок как удавшийся, но как рекордный этот прыжок не может быть засчитан.

Прыжок в высоту с шестом
История прыжков с шестом уходит корнями в IV-III вв. до н.э. Применение шестов и посохов в быту, на различных праздниках для развлечений молодежи положило начало в развитии этого вида прыжков. В 1866 г. в Англии впервые были проведены соревнования по прыжкам с шестом. Победителем стал Велер, его результат - 3,05 м. В 1896 г. американец У.Хойт, используя деревянный шест, победил на I Олимпийских играх с результатом 3,30 м. Применение бамбукового шеста стало новым этапом в совершенствовании прыжков. В 1908 г. американец М.Райт впервые перешагнул четырехметровый рубеж - 4,02 м.
До 1924 г. спортсмены использовали земляные ямки для упора шеста. Начиная с 1924 г. был узаконен специальный ящик для постановки шеста. Бамбуковый шест продержался примерно до 1945 г., наилучший рекорд с ним - 4,77 м (1942 г.). Не отличаясь особой прочностью, бамбуковые шесты часто ломались и наносили травмы прыгунам, поэтому появились металлические шесты из стали и дюралюминия. Они были легки, удобны, долговечны, но менее упруги. Вот почему рекорд, установленный с бамбуковым шестом, держался еще 15 лет. В 1957 г. американский прыгун Р.Гутовски улучшает рекорд на 1 см, а в 1960 г. американец Д.Брэгг доводит его до 4,80 м.
В 1961 г. появляются фибергласовые шесты, которые совершили переворот в технике прыжков. Легкие, прочные и упругие шесты, стрела прогиба которых достигала полутора метров, в совокупности с поролоновыми матами для места приземления позволили улучшить результаты в прыжках. В 1963 г. американец Б.Стернберг преодолел пятиметровую высоту. В 1987 г. С.Бубка преодолевает шестиметровую высоту. В настоящее время рекорд мира принадлежит также С.Бубке и равен 6,14 м.
Упоминание о прыжках с шестом у женщин приходится на 1919 г., когда немка Э.Беренс преодолела 2,10 м. После 1930 г. этот вид попадает под запрет, и соревнования у женщин не проводятся. Только в 80-х гг. XX в. прыжки с шестом у женщин снова получают свои права. Рекорд мира у женщин в прыжках с шестом равен 4,80 см и принадлежит россиянке С.Феофановой (2003 г.).
Фибергласовые шесты изготовлены из высокопрочного стекловолокна, применение которого позволило уменьшить вес шеста и улучшить его упругие свойства. Детали, сделанные из этого материала, прочнее алюминия и стали.
Технику прыжка с шестом можно условно разделить на следующие части:

    разбег (включает и постановку шеста в упор);
    отталкивание, опорная часть прыжка (вис, взмах, разгиб тела, подтягивание и отжимание);
    безопорный полет (переход через планку);
    приземление.
Разбег. Длина разбега у шестовиков колеблется от 35 до 45 м. Особенность разбега - прыгун должен бежать с оптимальной скоростью, неся при этом шест. Бег должен быть свободным и упругим. Шест нужно держать крепко, но без излишнего напряжения и стараться, чтобы беговые движения ног и рук не вызывали его вибрацию. Шест держится двумя руками на уровне пояса: левая рука, одноименная с толчковой ногой, держит шест хватом сверху, т. е. большой палец - внизу, остальные - сверху; правая рука, верхняя в хвате, занимает обратное положение, т.е. большой палец - сверху, остальные - снизу. Угол подъема нижнего конца шеста по отношению к горизонту индивидуален, но рекомендуется его поднимать до 70°. Высота хвата зависит от индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности спортсмена. С ростом квалификации прыгуна высота хвата повышается. При высоком уровне хвата необходимо выполнить и более сильное отталкивание. Расстояние в хвате между правой и левой рукой у взрослых прыгунов достигает 50 - 70 см. Скорость разбега У бегунов мирового уровня приближается к 10 м/с. На последних шагах разбега происходит подготовка к отталкиванию, т.е. вывод шеста вперед с постановкой его в упор в лоток.
Подготовка к отталкиванию также индивидуальна. Обычно вывод шеста вперед происходит на три шага. На 5-4-м шаге до отталкивания происходит опускание верхнего конца шеста с 70 до 25 - 30°. Затем на последних трех шагах разбега происходит непосредственная постановка шеста в упор. Здесь необходимо добиться синхронности в выполнении движений.
При переводе шеста в положение перед грудью ведущим звеном является кисть правой руки, которая синхронно с отрывом правой ноги от грунта (начало третьего шага) начинает двигаться вверх к плечу. К моменту постановки правой ноги на опору (конец второго шага) кисть правой руки должна занять положение перед плечом у подбородка. При постановке правой ноги на опору оси тазобедренного сустава и плеч должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны линии разбега.
Одновременно с поворотом правой кисти ладонью вверх левая рука подставляется локтем под шест таким образом, чтобы обе руки на последнем шаге могли толкнуть шест как можно активнее вверх (переход с правой ноги на толчковую в первом шаге).
В момент перевода шеста вверх и перехода с маховой ноги на толчковую следует добиваться синхронных действий левой руки и левой ноги. При постановке толчковой ноги на место отталкивания кисть левой руки должна быть в наивысшем верхнем положении над местом отталкивания.
и т.д.................

Прыжки в высоту с разбега - вид легкой атлетики, характеризующийся кратковременными мышечными усилиями «взрывного» характера, имеющий много разновидностей (способов).

Способы прыжка в высоту: «перешагивание» (рис. 2.20), «волна» (рис. 2.21), «перекат» (рис. 2.22), «перекидной» (рис. 2.23) и «фосбери-флоп» (рис. 2.24). Наиболее простым и менее результативным является способ прыжка «перешагивание», именно он и изучается школьниками в общеобразовательной школе (см. табл. 2.3). Наиболее эффективными способами прыжков являются «перекидной» и «фосбери-флоп».

Независимо от способа преодоления планки прыжок в высоту состоит из разбега у отталкивания , перехода через планку и приземления. Современная техника прыжка в высоту характеризуется рациональным использованием большой скорости разбега, мощным отталкиванием, которое носит характер реактивно-махового толчка, и переходом планки с как можно более низким расположением ОЦМ тела спортсмена.

Разбег в прыжках в высоту составляет обычно 7-9 беговых шагов (11 - 14 м). Угол разбега по отношению к планке зависит от способа прыжка. При «перешагивании» и «перекате» он равен 35-45°, при «перекидном» - 25-35° и при прыжке «волной» - 75-90°. Разбег в прыжке способом «фосбери-флоп» выполняется по дуге: начиная его под углом 70-90°, прыгун в конце разбега как бы забегает боком к планке, уменьшая угол до 25-30°. Разбег можно выполнять с места или подхода, когда прыгун делает несколько ускоряющих шагов и затем, попав стопой на контрольную отметку, начинает бег. Первая половина разбега не отличается от обычного ускоренного бега. Во второй части разбега прыгун готовится к отталкиванию. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, последний более короткий. Уменьшение последнего шага позволяет прыгуну быстро продвинуть тело на толчковую ногу, вывести таз вперед и свести до минимума потерю скорости разбега. Для разметки разбега обычно делают две отсечки: одну - в начале разбега, другую - на третьем шаге от места отталкивания. Успех в отталкивании во многом зависит от скорости и ритма разбега.

Рис. 2.20.

(контурограмма)


Рис. 2.21.


Рис. 2.22.


Рис. 2.23.


Рис. 2.24.

Отталкивание начинается с момента касания грунта толчковой ногой. Однако очень важное значение имеет предпоследний шаг разбега. В момент постановки маховой ноги на опору прыгун сгибает ее и подает колено вперед. Одновременно с продвижением вперед на сильно согнутой маховой ноге и переходом ее с пятки на переднюю часть стопы туловище принимает вертикальное положение, таз опережает ось плеч, а толчковая нога обгоняет линию таза. Маховая нога активно разгибается, изменяя направление движения ОЦМ тела вперед-вверх, руки через стороны отводятся назад. Толчковая нога ставится на опору с пятки почти выпрямленной.

После амортизационного сгибания ноги в коленном суставе и перехода с пятки на всю стопу начинается ее ускоренное разгибание. Действию сил толчка, направленных по вертикали, способствует также разгибание туловища и мах свободной ногой и руками вверх. Маховая нога может быть как согнутой, так и выпрямленной. Хорошая подвижность в тазобедренном суставе позволяет выполнить более широкий мах почти полностью выпрямленной ногой. К моменту отрыва от опоры толчковая нога и туловище выпрямлены, маховая нога поднята, колено на уровне груди.

Дальнейшие действия прыгуна зависят от избранного способа прыжка. В прыжке способом «перекидной» правая рука (в случае, если толчковая нога левая) движется более энергично и с большей амплитудой. Прыгун переносит через планку правую руку, опуская за ней также плечо и голову. Для усиления продольного вращения маховая нога вытягивается вдоль планки, а толчковая подтягивается к телу. Когда маховая нога окажется за планкой с опущенным вниз носком, прыгун поворачивает таз по продольной оси и одновременно отводит согнутую толчковую ногу коленом в сторону-вверх, как бы перекатываясь через планку. Уходу от планки способствует нырок головой и верхней частью туловища за планку в продольном направлении. Приземление в перекидном способе прыжка осложняется продолжающимся после преодоления планки вращением тела по продольной и поперечной осям. Поэтому прыгун должен погасить скорость этого вращения и постараться мягко приземлиться на руки и маховую ногу, перекатываясь через плечо и правый бок.

В последнее время все большее распространение получает способ прыжка в высоту «фосбери-флои». Бесспорное преимущество этого способа заключается в возможности большего использования горизонтальной скорости для вертикального подъема тела, нежели в прыжках другими способами. Данному способу прыжка уделяется недостаточное внимание в школьной программе физического воспитания, верится, что он еще займет достойное место в обучении школьников. От прыгуна здесь не требуется сложной координационной перестройки движений от разбега к толчку, взлету и переходу планки. Разбег в этом способе выполняется по дуге (с забеганием) и начинается под углом 75-90° к планке. По технике и ритму он напоминает разбег прыжка в длину. На последних шагах опускание ОЦМ и подседание на маховой ноге отсутствуют. Толчок выполняется боком к планке и выставленной вперед дальней от планки ногой. В связи с этим отталкивание происходит с большой быстротой, чему способствует короткий резкий мах сильно согнутой в колене свободной ногой. Полученный при дугообразном разбеге и толчке вращательный момент позволяет прыгуну во время взлета повернуться спиной к планке. Вслед за этим он как бы ложится спиной на планку, прогибаясь над ней в пояснице. Как только таз оказывается над планкой, прыгун сгибает тело в тазобедренных суставах, одновременно выпрямляя ноги в коленных суставах и подтягивая их к себе. Приземление происходит на округлую спину.

Обучение технике прыжка в высоту с разбега

Основные задачи обучения:

  • ознакомить с техникой изучаемого прыжка;
  • обучить технике:
    • - отталкивания,
    • - разбега в сочетании с отталкиванием,
    • - перехода через планку и приземлению;
  • обучить прыжку в полной координации и совершенствовать в условиях соревновательной обстановки.

Задачи и последовательность обучения технике различных способов прыжков в высоту в основном одинаковы и основываются на соблюдении основных педагогических закономерностей: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному. Изменяются только средства при решении отдельных задач, обусловленные особенностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения прыжкам в высоту раскрывается отдельно с учетом возрастных особенностей школьников.

Простейшие элементы прыжков в виде подпрыгиваний и спрыгивапий включаются в уроки физической культуры школьников уже в 1-3-м классе. В 5-8-м классах дети овладевают способом прыжка «перешагивание», в старших классах - «перекидной» и «фосбери-флоп».

Прыжки в высоту известны еще со времен древности. У многих народностей они входили в особые обычаи. Например, африканские племена прыгали в высоту с разбега на различных празднествах. Германские племена прыгали в высоту через своих лошадей. Однако олимпийские соревнования по прыжкам в высоту появились лишь в конце 18 века. Прыгуны в высоту изначально поражали своими возможностями. Мировой рекорд был поставлен Робертом Гучем, который перепрыгнул планку высотой 1.70 метров. В 1993 году атлет из Кубы смог покорить высоту и поставить другой мировой рекорд в 2.45 метров.

Соревнования по прыжкам в высоту довольно популярны и у атлетов женского пола. Женский мировой рекорд на закрытом стадионе принадлежит спортсменке Кайсе Бергквист и составляет 2.08 метров. А вот на открытом стадионе спортсменка из Болгарии поставила уже другой мировой рекорд среди женщин, совершив прыжок в высоту с разбега на 2.09 метров.

Способы прыжков

Для людей несведущих прыжки в высоту выглядят довольно однообразно: атлет с разбега старается преодолеть планку, зафиксированную на определенной высоте. Однако профессиональные прыгуны в высоту знают, что в данном виде спорта есть множество нюансов и техник выполнения. Разберем каждую из них.

Способ «Волна»

В данном случае атлет разбегается по прямой линии. Угол разбега по отношению к планке составляет около 70 градусов, также он может осуществляться и под прямым углом. Точка отталкивания начинается в 130 сантиметрах от планки. Причем, если угол разбега большой, то и расстояние до планки больше. Спортсмен отталкивается ближней к планке ногой. Лимит – 150 сантиметров. Широкий мах спортсмена при «Волне» создается выпрямленной ногой. Что же происходит после того, как он оттолкнулся? Маховая конечность голенью достигает перекладины, и корпус атлета поворачивается к ноге толчковой и наклоняется в сторону разбега. При этом толчковая нога должна быть согнута. Далее маховая нога уходит вниз стопой внутрь, а корпус делает поворот к планке грудью. А толчковая нога совершает предельный подъем над перекладиной. Далее тело образует будто бы волну, или дугу, над перекладиной. Это и есть высшая точка прыжка, в течение которого руки разведены в разные стороны. Затем толчковая конечность идет вниз, и атлет разворачивается грудью к перекладине. Голову же и плечи отводятся назад. В процессе приземления задействована конечность, которой атлет отталкивается.

Способ «Перекат»

В данном случае разбег осуществляется под углом в 45 градусов. Отталкивается атлет ближней к планке ногой. Его нога делает мах, потому уже слегка сгибается. Когда маховая нога достигает перекладины, толчковая нога прижимается к ней. Корпус атлета делает наклон назад по направлению планки. Что делают руки во время прыжка? Сначала они идут вверх, а на границе перехода через планку опускаются вниз, способствуя тому, чтобы тело спортсмена развернулось грудью вниз. Со стороны видно, что атлет делает переход боком. Далее конечность, которой отталкиваются, идет вниз, а маховая продолжает оставаться на уровне корпуса. Приземляется спортсмен на толчковую ногу, в процессе также могут быть задействованы руки.

Способ «Перекидной»

Здесь угол разбега атлета составляет порядка 35 градусов. Отталкивается прыгун ближней к планке ногой. Достижение планки происходит по аналогии с предыдущей техникой, а вот далее идет различие. Мах производится прямой конечностью с большой шириной. Руки поднимаются вместе с ней, немного сгибаясь в локтях. Атлет занимает положение, протягиваясь вдоль перекладины и отводя для этого корпус назад. Колено атлет перемещает наружу, а пятка при этом близка к маховой конечности. Переход выполняется животом и грудью. Особое положение ног создает необходимый для прыжка вращательный момент. После этого одна рука отправляется за перекладину, а другая отводится за спину. Также отводится и толчковая нога. Результат приземления может быть либо на маховые конечности, либо на спину.

Способ «Перешагивание»

Также он именуется еще и «ножницами» и представляет собой один из самых несложных техник совершить прыжок в высоту с разбега.

Прыгун разбегается под углом около 30-40 градусов и представляет собой всего восемь беговых шагов. В этом случае атлет отталкивается дальней ногой с расстояния 80 сантиметров. Толчковая нога в этом случае абсолютно прямая, как и маховая нога. Последняя сгибается лишь в наивысшей точке. Корпус в прыжке вертикален, а согнутые руки устремляются вверх. В то время как маховой ногой атлет достает до планки, подтягивается к ней и толчковая конечность. Когда она переходит через перекладину, атлет разворачивает в ее сторону плечи. Корпус отводится назад благодаря тому, что назад спортсмен отводит толчковую руку. Приземляется он боком на ногу маховую, а грудью разворачивается к перекладине. Способ «Перешагивание» хорош тем, что здесь не обязательно иметь специальное место для того, чтобы правильно приземлиться. В результате атлет вполне может легко приземлится на обычные маты в спортзале.

Способ «Фосбери-флоп»

Разбег выполняется сначала по прямой линии, затем на заключительных шагах он переходит в дугообразный вид. При невысокой скорости шагов, сделанных по кривой траектории, должно быть меньше. Если скорость большая – наоборот. Когда спортсмен совершил отталкивание, толчковая конечность начинает выпрямляться быстро и вертикально. Маховая нога должна сгибаться и направляться внутрь и вверх. Далее прыгун начинает поворачиваться спиной к планке, поворачивая голову через плечо. Маховая конечность сближается с отталкивающейся, корпус выпрямляется, и атлет полностью поворачивается спиной к планке. Корпус спортсмена, устремленный вперед, прогибается над перекладиной. Приземление происходит при выпрямленных ногах на спину.

Как прыгать в длину

Прыжки в длину с разбега – это другая легкоатлетическая дисциплина, в процессе которой спортсмены прыгают не вертикально, а горизонтально. Если прыжки в высоту не входили в программу Олимпийских игр периода античности, прыгуны в длину уже соревновались и в то время. Самый знаменитый рекорд принадлежит Майку Пауэллу, который преодолел расстояние в 8.95 метра.

Техник выполнения атлетам предлагается гораздо меньше. Самый легкий способ – это прыгать в длину с разбега, согнув ноги. Чтобы выполнить его правильно, прыгун должен свести на нет напряжение мышц живота и бедер. Добиться этого можно, подтянув к толчковой ноге маховую. Тело при этом наклоняется назад, а руки помещаются вперед, а потом вверх. Когда атлет идет на приземление, он поднимает колени на достаточно большую высоту, а тело наклоняет уже вперед. При приземлении ноги выпрямляются.

Способ прыжка, прогнувшись, достаточно сложен для выполнения. В момент прыжка спортсмен должен убрать маховую конечность назад. При этом руки выполняют движение по кругу. В данном положении мышцы пресса растягиваются, что позволяет поднять ноги в процессе приземления.

Самый сложный способ совершать прыжки в длину с разбега называется «Ножницы». Данная техника предполагает, что после прыжка прыгун продолжит шаг, то есть будет словно ходить по воздуху. Правила таковы, что спортсмену следует сделать 2.5 шага. Для поддержания равновесия руки ходят по кругу, а корпус отклоняется назад.

Можно ли научиться прыгать высоко и далеко?

На самом деле, прыгать на высоту и в длину полезно не только профессиональным спортсменам, но тем, кто занимается спортом для поддержания физической формы. Чтобы улучшить навыки прыгуна, можно делать специальные упражнения . На первом месте по эффективности стоят прыжки со скакалкой. Именно они развивают икроножные мышцы и мускулатуру ног в целом. Эти же мышцы формируются и при подъеме на носках. Делать такое упражнение нужно, не щадя мышцы икр. Не обойтись в улучшении навыков и без приседа, который отлично формирует бедра. Эти мышцы во многом отвечают за возможность оттолкнуться ногами с максимальной силой. Большую роль играют мышцы спины и живота, которые также необходимо укреплять.

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»

В прыжках в высоту с разбега спортсмен должен преодолеть планку на максимально возможной высоте. Прыжок в высоту имеет смешанную циклически-ациклическую структуру движений, обусловливающую сложную технику с рядом переходных фаз, связывающих ее отдельные части. Сложность этих фаз состоит в том, что в них происходит переключение координации движений с изменением их структуры и перераспределением скорости и усилий. Особенно сложной по характеру переключений и техническому выполнению является фаза перехода от разбега к отталкиванию. В ней заключаются динамическая и техническая основы, обусловливающие достижение высоких результатов.

В настоящее время на соревнованиях по легкой атлетике спортсмены используют способ «фосбери», обучение которому предъявляет строгие требования к местам приземления. В образовательных учреждениях изучают технику прыжка в высоту способом «перешагивание», который является наиболее простым по технике движений в фазе полета и безопасным по характеру приземления. В подготовке спортсменов прыжки данным способом могут использоваться для совершенствования техники отталкивания. При обучении технике прыжков в высоту преподаватель должен ориентироваться на современную технику разбега в сочетании с отталкиванием, которая является наиболее эффективной.

В прыжках в высоту выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет (переход через планку), приземление.

В разбеге решаются следующие задачи:

набрать оптимальную горизонтальную скорость;

обеспечить положение туловища для эффективного выполнения отталкивания.

Траектория разбега

Разбег способом «перешагивание» выполняется по прямой под углом 30--40° к плоскости планки. На рис. представлена траектория разбега для тех, у кого толчковая нога левая. Длина разбега составляет 7 -- 9 беговых шагов. Начинается он от контрольной отметки, которая определяется экспериментальным путем, с места, с подхода или с подбега. Техника бега по разбегу характеризуется широкой амплитудой движений, туловище незначительно наклонено вперед, нога ставится на грунт упруго на переднюю часть стопы или плоско на всю стопу загребающим движением, с активным проталкиванием вперед. Характерной особенностью техники бега по разбегу в прыжках в высоту является положение туловища близкое к вертикальному.

У каждого занимающегося -- своя оптимальная скорость разбега, она зависит от уровня физической подготовленности и технического мастерства. Наиболее полно реализовать имеющийся двигательный потенциал можно только при оптимальной скорости разбега. Максимальная скорость достигается на предпоследнем шаге.

В процессе совершенствования техники большее значение приобретает не столько абсолютная скорость разбега, сколько характер нарастания темпа шагов в его заключительной части. Ускоренное нарастание темпа играет существенную роль во внутренней настройке спортсмена на выполнение отталкивания с максимальной мощностью. Оптимальным является трехшажное нарастание темпа. Увеличение темпа шагов осуществляется при сохранении структуры выполнения беговых шагов. Сокращение времени шага происходит за счет уменьшения фазы полета.

Важным элементом техники разбега является подготовка к отталкиванию. Практика показала, что предпоследний шаг с толчковой ноги на маховую и взаимодействие маховой ноги с опорой во многом определяют успешность отталкивания.

Постановка ноги осуществляется активным загребающим движением строго по линии разбега с быстрым переходом на переднюю часть стопы и проталкиванием вперед без подседания или подъема вверх. Вертикальные колебания ОЦМТ составляют 0 -- 2 см.

Часто в этой фазе прыжка допускаются ошибки. Первая выражается в том, что в результате чрезмерного увеличения длины предпоследнего шага таз прыгуна «проваливается» назад, заметно снижается темп разбега. Это вызывает сильное «подседание» в последнем шаге, нога ставится на отталкивание в упор, из-за большой потери скорости переход через планку затрудняется -- прыгун «зависает» над планкой. Вторая типичная ошибка -- спортсмен ставит ногу на опору в предпоследнем шаге с заметным наклоном туловища вперед. Прыжок получается «смазанным», прыгун «пробегает» отталкивание, траектория полетной фазы получается пологой, наивысшая ее точка находится за планкой. В таком прыжке резко увеличивается темп предпоследнего шага, уменьшается его длина.

Соотношение длины предтолчковых шагов является индивидуальным параметром. Однако разница длины последнего и предпоследнего шагов разбега должна составлять не более 20 см.

Руки при разбеге работают как в обычном беге, только на последних шагах происходит изменение движения рук при их параллельной работе в отталкивании. В этом случае на предпоследнем шаге рука, одноименная маховой ноге, не выносится вперед, а остается в отведенном положении.

В отталкивании решаются следующие задачи:

сообщить телу максимальную начальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета;

обеспечить положение туловища для эффективного перехода через планку. Постановка толчковой ноги на место отталкивания и все движения в самом отталкивании должны производиться строго по линии разбега. Расстояние от места отталкивания до плоскости планки -- 60 -- 80 см. Нога ставится быстро, сверху, плоско на всю стопу, не упираясь на пятку, через наружное ребро стопы, почти прямо (угол в коленном суставе в момент постановки -- 155--175°, в тазобедренном суставе -- 134--135°). Туловище отклонено незначительно назад до 10°. После постановки толчковой ноги на грунт начинается ее сгибание (фаза амортизации). Мышцы толчковой ноги работают в уступающем режиме. Минимальная величина угла сгибания в коленном суставе (угол амортизации) составляет 130--159°. Маховая нога после отрыва от грунта в последнем шаге разбега быстро направляется вперед, происходит сведение бедер. В фазе активного отталкивания происходит резкое разгибание в коленном, тазобедренном и подошвенное сгибание в голеностопном суставах толчковой ноги, быстрое подбрасывание почти выпрямленной маховой ноги и рук вперед-вверх и вытягивание тела вверх. Мышцы толчковой ноги работают в преодолевающем режиме. Потери горизонтальной скорости за время отталкивания составляют 24 -- 27%. Общее время взаимодействия толчковой ноги с опорой составляет 0,15--0,17 с. При этом ускорение первой части отталкивания (фазы амортизации) способствует убыстрению фазы активного отталкивания. Такая динамика усилий способствует развитию большего импульса вертикальных усилий в фазе активного отталкивания. В процессе совершенствования техники время отталкивания имеет тенденцию к уменьшению. При этом в условиях укороченного времени отталкивания -- в то время как мышцы, обслуживающие коленный и тазобедренный суставы, выполняют преимущественно функцию «удержания», -- противодействуя реактивным силам, которые не позволяют использовать большую амплитуду движений в этих суставах, основным «разгоняющим» звеном являются мышцы голени и стопы.

Положение туловища в отталкивании изменяется следующим образом. В момент постановки толчковой ноги оно отклоняется назад на 10--20°. В момент окончания отталкивания - принимает вертикальное положение. Сохранение вертикального положения над опорой зависит от эффективного взаимодействия маховых движений. Маховая нога выносится слегка согнутой в коленном суставе, вверх параллельно планке. Акцентированный мах руками должен совпадать с окончанием отталкивания. Он может быть разноименным (обеспечивает быстрый переход через толчковую ногу при незначительном ее сгибании в фазе амортизации) и одноименным (свидетельствует о мощном отталкивании).

Важным фактором, характеризующим эффективность техники прыжка, является скорость вылета и высота положения ОЦМТ в момент окончания отталкивания. Высота ОЦМТ зависит от роста спортсмена и в какой-то мере от характера осуществляемых им маховых усилий.

Скорость вылета определяется скоростью разбега и мощностью отталкивания. Угол вылета, измеряемый между горизонталью и касательной к траектории полета, составляет в современных прыжках 50--60°.

Действия прыгуна в фазе полета (перехода через планку) направлены на максимально полную реализацию приобретенной высоты. По мере подъема над планкой необходимо вытянуться вверх, перенося маховую ногу и туловище через планку, толчковая нога свободно опущена. В момент перехода планки за счет опускания маховой ноги за нее толчковая нога, сгибаясь в тазобедренном и незначительно в коленном суставах, поднимается с поворотом в голеностопном суставе несколько наружу переносится через планку. Туловище в это время несколько наклоняется вперед и в сторону планки, за счет чего таз немного поднимается и уходит от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу, с поворотом спортсмена грудью к планке. Важно обеспечить безопасность приземления. Для этого маты должны быть плотно сдвинуты, а высота места приземления обеспечивать приземление на выпрямленную маховую ногу.

Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»

прыжок высота разбег

На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки (рис. 6.2)

На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники:

выполнения отталкивания;

выполнения разбега;

перехода через планку;

прыжка в высоту в целом.

Конечной целью является освоение рациональной техники движений и ее контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.

При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы. С помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи.

Прыжок в высоту способом «перешагивание»

При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы техники -- отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую последовательность упражнений:

имитация махового движения «свободной» ногой в отталкивании;

имитация маховых движений «свободной» ногой и руками в отталкивании;

выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 30--50 м; то же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 30 -- 50 м; серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 30 -- 50 м с доставанием ориентиров или преодолением препятствий; пробегание трех беговых шагов по разбегу с отталкиванием вверх-вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена. Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой.

Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • 1) бег в структуре разбега на отрезках 30 -- 50 м;
  • 2) бег с 4 --6 шагов разбега через 8 -- 10 набивных мячей;
  • 3) бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах;
  • 4) бег по разбегу с пробеганием вдоль планки. Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально. Широкая амплитуда движений, для увеличения которой можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания. Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте. Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед -- вместе с опусканием маховой ноги, приземление -- на маховую ногу, толчковую ногу при переносе через планку следует развернуть стопой наружу. Успех в освоении эффективной техники прыжка в высоту во многом обусловливается уровнем и характером физической подготовки. Она должна обеспечить начальный уровень специальных требований. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в высоту, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорно-двигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности. Главное при этом -- не отработка деталей, а овладение основой движений, в прыжках -- техникой отталкивания. Необходимо научить занимающихся отталкиванию с места, с разбега с правильной координацией движений рук и маховой ноги, увеличивая темп шагов перед отталкиванием.

Специальные и имитационные упражнения способствуют осмысленному восприятию основных элементов структуры и ритма движений в отдельности и в целостном движении. При использовании расчлененного метода обучения не следует доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов, необходимо вовремя формировать временные и пространственные связи между элементами в целостном упражнении. Особенно это касается сочетания разбега с отталкиванием.

Интенсивность выполнения упражнений должна быть близкой к выполнению целостного прыжка, так как в результате многократных повторений образуются условно-рефлекторные связи не только в отношении структуры движения, но и в применяемых усилиях. Улучшает овладение техникой использование предварительных статических напряжений в отдельных положениях, например фиксирование положений окончания отталкивания.

Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.

В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения:

бег по разбегу>отталкивания через 2, 4 и 6 шагов в беге>бег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планки>бег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкой>прыжок в высоту с разбега

В зависимости от поставленных задач в занятие вводятся упражнения, направленные на овладение отдельными элементами прыжка.

На этапе совершенствования происходит сведение всех элементов движений в целостную техническую систему, установление между ее частями пространственной, временной и силовой взаимосвязи, т. е. ритма движений, и на этой основе -- строгое соподчинение элементов целостного действия главному элементу системы. Формирование ритма движений в прыжках в высоту связано с установлением смыслового и структурного подчинения всех предшествующих действий отталкиванию и направлено на повышение его динамического эффекта. На этом этапе важно формировать такие навыки в прыжке, при которых ученик способен к максимальной мобилизации психических и физических сил для достижения возможно большего результата. Это обеспечивается единством разбега и отталкивания, выполнением прыжков на максимальных высотах.

Эффективную технику отличает умение сохранять структуру и ритм при выполнении прыжка с максимальными усилиями в вариативных условиях, умение расслаблять неработающие мышцы, максимальная автоматизация отдельных элементов, стабилизация техники, высокий уровень самоконтроля.

Контроль качества освоения техники осуществляется педагогом на основе опроса учеников, наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка, ее достоинством является и возможность просмотра прыжков учениками. При наблюдении за прыжками преподавателю целесообразно располагаться примерно по центру планки, на расстоянии 4 --6 м от нее. Это создает наиболее полное представление о выполненном прыжке, в том числе о перемещении отдельных частей тела в передне-заднем направлении и вокруг сагиттальной оси. Для оценки успешности овладения техникой прыжка и выявления индивидуальных особенностей отдельных учеников проводится сравнение их прыжков с прыжками сверстников, определение показателей, характерных для удачных и неудачных попыток (табл. 6.1).

Способы устранения

Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега

Бег на прямых ногах

Спортсмен поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах

Бег по разбегу через поролоновые отметки или набивные мячи

Бег прыжками

Несоответствие скорости спортсмена и длины разбега

Бег по разбегу по отметкам

Излишний наклон туловища вперед

Желание быстро набрать скорость в разбеге

Бег с гимнастической палкой на плечах

Быстрое начало разбега, замедление перед отталкиванием

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам в ритме разбега

Излишнее напряжение мышц плечевого пояса

Недостаточное овладение техникой движения; излишнее волнение

Упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц шеи и плеча, расслабление кистей рук перед началом разбега

Отсутствие нарастания темпа последних шагов

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам, барьерный бег, отталкивания через 3 -- 5 беговых шагов с преодолением препятствий, звуковое обозначение ритма шагов

Направление разбега к центру планки

Неправильный угол разбега

Обозначение отметками места отталкивания

Ошибки, встречающие при выполнении отталкивания

Слишком близкое к планке отталкивание

Снижение скорости разбега, несоответствие скоростных способностей и длины разбега

Разбег по отметкам; обозначение отметками места отталкивания

Увеличение длины последнего шага

Неспособность оттолкнуться с набранной скорости в разбеге

Бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага (обратить внимание, чтобы ученики не опускали голову для контроля попадания на отметку для отталкивания, ногу ставили на отталкивание сверху на всю стопу)

Наклон туловища вперед

Наклон туловища вместе с движением маховой ногой

Отталкивание с места перед стенкой, отталкивание с разбега с доставанием подвешенных предметов, стараться обогнать ногами плечи, незначительно отклонить плечи назад

Мах ногой не вдоль планки, а за нее

Неправильное выполнение маха

Бег по разбегу в секторе с отталкиванием и полетом вдоль планки, имитация отталкивания у гимнастической стенки

Отсутствие одновременности в движениях толчковой ноги и маховых звеньев

Непонимание техники отталкивания

Имитация отталкивания на месте

Неполное разгибание толчковой ноги

Недостаточное развитие силы мышц толчковой ноги, недостаточное время отталкивания

Фиксирование положения окончания отталкивания с концентрацией внимания на выпрямление толчковой ноги; отталкивание одной ногой вверх с возвышения

Ошибки, встречающиеся при выполнении перехода через планку и приземлении

Сгибание (поджимание) толчковой ноги

Переход через планку с 1 шага, дальний край планки выше

Ранний наклон туловища вперед

Непонимание техники перехода через планку

См. упражнения для исключения наклона туловища вперед во время разбега и отталкивания

Прогибание назад в поясничном отделе при приземлении

Недостаточное развитие силы мышц спины; слишком ранее разгибание туловища еще до момента касания маховой ноги грунта

Имитация перехода через планку с акцентом на наклон туловища к толчковой ноге

Поворот толчковой ноги при переносе через планку внутрь

Недостаточный поворот таза от планки

При переносе маховой ноги контролировать «уход» таза от планки и контролировать взглядом планку

Этот стиль, хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к местам приземления применяется в школах на физкультурных занятиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также на этапе начальных занятий легкой атлетикой.

Разбег состоит из 6 - 8 беговых шагов, выполняется под углом К планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 - 80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, - это и будет искомое Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, Что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага [и надо померять сколько роллерских]. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене.

Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх-вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. При приземлении главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета.

21.Анализ и современные требования к технике толкания ядра.

Толкание ядра выполняется одной рукой от плеча с места или со скачка.

В исходном положении спортсмен стоит на правой ноге в дальней части круга спиной в сторону метания. Левая отставлена на носок на небольшой шаг назад. Левая рука поднята вперед-вверх, спина прямая. Ядро лежит на основании пальцев правой руки, и его масса равномерно распределяется на указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец поддерживают ядро с боков. Рука прижимает ядро к шее, локоть отведен от туловища и немного опущен.

Выполняя стартовую группировку, спортс­мен подседает на правой ноге и на ней производит скачок в центр круга. Работу правой ноги усиливает энергичный мах левой ногой по направлению к переднему краю круга. Правая нога мгновенно подтягивается голенью «под себя» носком внутрь, ставится на переднюю часть стопы в центре круга. Левая нога быст­ро опускается недалеко от сегмента и упруго ставится на внутрен­ний свод стопы.

Финальное усилие начинается после опускания на грунт левой ноги. С этого момента метатель активно выталкивает ядро. Выпрямляя правую ногу, он энергично посылает вперед правое бедро, поворачивает туловище в сторону сектора и выталкивает ядро, заканчивая движения пальцами. Финальное усилие выполняется энергично и быстро.

После толчка метатель перескоком на правую меняет положение ног, тормозя движение тела вперед. Перескок помогает сохранить равновесие и остаться в круге.

Скачок важно начинать по возможности от дальней части круга. Наклон тела позволяет разместить ядро за пределами границ круга, тем самым увеличивая путь воздействия метателя на снаряд. Длина скачка с правой ноги на правую - в пределах У0 см; путь приложения силы к ядру от момента приземления на правую ногу до вылета ядра - от 1,5 до 1,7 м. Угол вылета снаря­да - около 40°.

Некоторые метатели вместо скачка применяют поворот, который напоминает поворот в метании диска.

Изучение и совершенствование техники толкания ядра прово­дится в такой последовательности.

Ознакомление с техникой толкания ядра с места и со скачка.

Держание и выталкивание ядра.

Упражнения с ядрами разных масс, овладение техникой тол­кания ядра с места и с шага.

Изучение техники скачка без ядра и с ядром.

Совершенствование техники толкания ядра в целом.